-
.....
Есть недалеко от Москвы железнодорожная станция Подлипки-Дачные. Тот, кто на электричке, идущей с Ярославского вокзала в сторону Монина, проезжает это место, наверняка удивляется: почему Дачные? Резонный вопрос ведь сейчас станция находится в центре Калининграда – одного из крупнейших городов Подмосковья, вокруг неe возвышаются современные многоэтажные дома. Между тем история названия Подлипки-.....Дачные весьма любопытна.
Во второй половине XIX века под Москвой начали возникать дачные поселки. Особенно много их строилось вдоль Северной железной дороги, сооруженной в 1862 году. Это и поныне широко известные места отдыха Клязьма, Тарасовка, Мамонтовка... Еще в первые годы строительства подмосковных дач жители столицы стремились спастись от города, растущего с неимоверной скоростью. И таким спасением был выезд на природу. Однако ближе к началу следующего столетия вкусы и потребности москвичей, выезжающих на дачу, стали заметно меняться.
.....Примерно в трех километрах от станции Мытищи находилось имение известного фабриканта Перлова. Существуют различные версии насчет того, по какой именно причине на его землях в один прекрасный момент был заложен дачный поселок. Собственно, с административной точки зрения поселков было два, и назывались они в Сапожниково и Ново-Перловке в отличие от уже существовавшей Перловки – по другую сторону от Мытищ.
.....Создание поселков проходило под девизом «Работать в городе, жить в деревне». «Вот к чему должен стремиться каждый культурный человек, желающий сохранить свое здоровье», – безапелляционно гласил подзаголовок в рекламном буклетe, предлагаемом застройщикам. В нем также говорилось, что эти поселки «являются единственным дачным местом в окрестностях Москвы, где дана будет возможность с полным комфортом провести лето, а постоянному населению – пользоваться всеми удобствами культурного городка». А «полный комфорт» организаторам Сапожникова и Ново-Перловки виделся и в применении асфальта, в то время нового материала для загородных поселков, и в устройстве широкой сети водоснабжения, осуществляемого за счет расположенных неподалеку знаменитых Мытищинских ключей, и в прокладке линий конки, которую предполагалось пустить по двум центральным магистралям, называемым тогда «проспектами». Вот какой мыслилась «деревня» в начале ХХ века!
.....Но одно из главных удобств заключалось в сооружении новой станции на уже действовавшей ветке Северной железной дорог (от Мытищ к Щелкову). Из почти что пятидесяти поездов, следующих через Мытищи, к Подлипкам поворачивало двенадцать, что было, учитывая в целом не значительную загруженность немалым числом. Название Подлипки, возможно, произошло от растущих по близости лип, которые оставались еще от перловского имения. Иногда для большей звучности станцию официально именовали Вилла Подлипки.
.....А теперь скажем несколько слов и об архитектуре вокзала, тем более, что это железнодорожное сооружение стало одним из своеобразнейших построек всeгo ансамбля поселка. Это было трехчастное деревянное здание с башней, увенчанной многоскатным шатром, и с замечательными декоративными деталями в распространенном тогда стиле модерн. Устроители дачного быта умышленно поставили столь представительное здание на привокзальную площадь: его оригинальные архитектурные формы должны были привлечь внимание потенциальных дачников. Кроме того, по всей вероятности, в нем же помещалось и своего рода бюро, где можно было получить справки по интересующим вопросам, или нанять специалистов-проводников, на которых делалась большая ставка, когда речь шла о скорейшем заселении всей дачной местности.
.....Таким образом, павильон себе несколько соединял в себе функций: он был и сугубо утилитарным сооружением, так необходимым близ железной дороги, выполнял роль своеобразной рекламы, а, кроме всего прочего, представлял собой несомненный архитектурно-эстетический интерес, обогащая облик всей привокзальной площади.
.....К сожалению, первая мировая война, начавшаяся вскоре, не позволила воплотиться многим замыслам устроителей поселка. Уже через несколько лет на это место был эвакуирован завод. Он со временем разросся и уничтожил значительную часть дачных территорий. Не уцелел и вокзальный павильон. Лишь одно здание, стоящее среди пятиэтажных домов неподалеку от станции и занимаемое сейчас детской поликлиникой, сохранило своей в верхней части деревянную резьбу, дающую некоторое представление о дачной apхитектуре предреволюционной поры.
.....А вот имя платформы со хранилось. Со временем вокруг Подлипок вырос целый город. .....Слово «дачные» присоединили к основному названию лишь несколько лет назад.
Но место железнодорожного павильона так и остается свободным... Быть может, придет время, и по сохранившимся материалам будет создано подобие сооружения, которое в те давние времена олицетворяло собой дачное строительство с первыми ростками городского благоустройства.







С. МЕРЖАНОВ,
архитектор, г. Москва.